Как выбрать IP телефоны для своей компании
Как выбрать IP телефоны для своей компании
Основным абонентским устройством IP-АТС TrixBox является IP-телефон. При использовании IP-телефонов можно максимально полно ощутить достоинства IP-телефонии как технологии. IP-телефон можно установить в любом месте, где есть локальная сеть предприятия, ему не требуется отдельная прямая линия до телефонной станции. При частом переезде сотрудников системному администратору не понадобится механически переключать абонентов на кроссе, а при удаленной работе с филиалами это становится просто незаменимым. Пользователи же помимо удобного и функционального телефона получат возможность всегда сохранять свой номер перемещаясь по офису. IP-АТС TrixBox совместима с абсолютным большинством IP телефонов, но обычно в составе IP-АТС TrixBox поставляются IP телефоны компании Grandstream. В общем случае все разнообразие IP телефонов можно условно разделить на несколько классов.
Подключить недорогую IP-телефонию.
Недорогие телефоны начального уровня
Типичные представители класса – телефоны Grandstream BT101, BT102, BT200, BT201, Fanvil BW210, Linksys SPA901 Эти недорогие телефоны, как правило, устанавливаются рядовым сотрудникам филиалов, а также на рабочие места в небольших компаниях, которым от телефона нужна его основная функция – звонить, а требования к внешнему виду – минимальные. Телефоны этого класса могут оснащаться цифровым дисплеем для отображения номера звонящего и примитивного меню, чуть более дорогие модели имеют встроенный двухпортовый коммутатор и записную книгу. В настоящее время появляется все больше телефонов этого класса
При выборе телефона начального уровня следует обратить внимание на следующие характеристики:
- Наличие дисплея: некоторые телефоны, например Linksys SPA901 не имеют дисплея, все настройки производятся только через web интерфейс (или голосовое меню). Наличие дисплея удобно пользователям – на нем может отображаться номер и имя звонящего. Администратору дисплей может помочь отображением текущего статуса, IP адреса и версии прошивки.
- Наличие коммутатора: позволяет подключать телефон в разрыв сетевого кабеля, ведущего к компьютеру. Это сильно ускоряет телефонизацию, ведь все современные рабочие места оснащены компьютерами и не нужно тянуть сетевой интерфейс при установке телефона. Во многих случаях неудовлетворительное состояние телефонной составляющей кабельной системы здания и становится определяющим фактором перехода на IP телефонию, так как для установки проводного аналогового телефона требуется проводить от АТС линию, а локальная сеть может быть при крайней необходимости расширена с помощи допольнительного коммутатора в непосредственной близости от места установки телефона. К примеру, следующие телефоны имеют коммутаторы: Grandstream BT102 (2×10 Мб/с), BT200 (2×100 Мб/с), Fanvil BW210 (2×100 Мб/с), Edge-corE VP3302 (2×100 Мб/с).
- Возможность автоконфигурации: IP-АТС TrixBox поддерживает автокофигурацию некоторых моделей телефонов и при необходимости список можно легко расширить. Эта функция очень удобна при управлении большим количеством телефонов, а также при телефонизации филиалов: достаточно лишь прописать номер и mac адрес телефона в систему и сразу после включения он будет настроен автоматически и в течении нескольких минут – готов к работе.
- Размер блока питания: все IP телефоны являются активными сетевыми устройствами и должны иметь источник питания. Малый размер БП дает больше шансов найти свободную розетку в перегруженной инфраструктуре питания современного офиса. Небольшой размер БП имеют телефоны, например, Grandstream, Fanvil.
- Питание POE: поддержка стандарта POE позволяет сетевому оборудованию получать питание непосредственно по кабелю Ethernet. В небольших компаниях такой подход – редкость потому, что до недавнего времени коммутаторы с поддержкой POE были дороги, а в больших компаниях – существующая развитая инфраструктура потребует замены почти всего парка коммутаторов, так как при частичном переводе на POE теряется преимущество IP телефонов – относительная свобода перемещения рабочего места по офису.
- Надежность и долговечность: недорогие телефоны, как правило, устанавливаются в агрессивной среде, так как их “не жалко”, но произведены они без учета работы с повышенным износом. Наиболее часто изнашиваются надписи на кнопках, что становится проблемой после нескольких лет интенсивной эксплуатации, при этом производители не выпускают запасных комплектов клавиш. Чтобы телефон не потерял внешний вид, необходимо выбирать модель с некрашеным корпусом.
- Смена мелодии вызова: как ни странно, это имеет значение, так как если в комнате 10 одинаково звонящих телефонов, то достаточно трудно определить, какой из них звонит в данный момент.
- Возможность обновления ПО: современные телефоны – сложные устройства, иногда во встроенном ПО есть ошибки, которые исправляются обновлением. Некоторые телефоны требуют явного указания файла прошивки (Thomson, Cisco), на которую следует обновиться, но есть телефоны, которые самостоятельно определяют необходимость перепрошивки (Grandstream), что значительно упрощает обслуживание.
- Возможность крепления на стену: в некоторых случаях это очень удобно, особенно когда на столе не хватает места.
Среднее звено
Наиболее широко представленый класс телефонов, относительно недорогие телефоны с достаточно развитой функциональностью есть у всех производителей. Этот класс характеризуется обязательным наличием графического дисплея с контекстно-зависмыми (soft) клавишами, отображением не только номера, но и имени звонящего, телефонной книгой (встроенной и/или удаленной XML), обязательным наличием коммутатора. В общем случае это телефон по функционалу аналогичный более старшим моделям (меню, основные органы управления, приемы работы), но без поддержки нескольких линий, без BLF, экран минимального размера, нельзя подключить BLF и т.п. Телефоны этого класса устанавливаются в средних и крупных компаниях, так как функционал на местах и единообразие инфраструктуры выходят на первое место. Типичные представители этого класса телефонов: GrandstreamGXP-1200, Grandstream GXP-280
При выборе телефона среднего уровня следует обратить внимание на те же критерии, что применимы к начальному уровню, а также:
- Опрятный внешний вид: телефон на рабочем столе не должен выглядеть инородным предметом, вызывая ненужные эмоции у клиентов. Хорошо, если корпус устройства позволяет аккуратно организовать кабельные соединения, так как два толстых сетевых провода, кабель питания и витой провод трубки занимают намного больше места, чем телефонная “лапша”. Сохранить внешний вид надолго позволит некрашенный корпус. Дизайн – момент сугубо индивидуальный.
- Занимаемое место: есть много телефонов среднего уровня с горизонтальным расположением корпуса (например, Aastra 51i, Snom 320). Такие телефоны занимают на столе много места, которого в современном офисе не так уж и много. В некоторых случаях лучше выбрать телефон с наклонным расположением корпуса, таким как GrandstreamGXP-1200, Grandstream GXP-280, Cisco 7911, Linksys SPA921, Thomson ST2022
- Подсветка дисплея: часто в офисной обстановке телефон устанавливается так, что дисплей плохо видно из-за бликов. Подсветка дисплея сильно упрощает считывание информации с экрана (особенно если подсветка постоянная), при звонке подсветка включается или делается ярче, что позволяет быстрее обнаружить, какой телефон звонит. Так же подсветка понравится тем, кто любит задерживаться на работе. Телефоны с подсветкой – Linksys SPA921
- XML телефонная книга: позволяет непосредственно с телефона получить доступ к телефонному справочнику компании. Это несомненно удобно в том случае, когда в компания большая и все номера не то, что не запомнить, но они не уместятся на одном листе бумаги. Однако IP-ATC Trixbox имеет встроенную телефонную книгу с функцией click-2-call, доступную с компьютера с помощью браузера.
- XML браузер: позволяет просматривать специальные xml файлы на http сервере. Эта функция может помочь реализовать уникальные корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется непосредственно с телефона. Таким приложением может являтся управление умным домом, получение актуальных биржевых сводок, доступ к различным корпоративным службам и т.п. Нет единого стандарта XML файлов для телефона, каждый производитель реализует по-своему.
Рабочее место оператора
Основная задача телефона оператора – предоставить максимально удобный функционал обработки вызова. Такие телефоны обязательно имеют программируемые BLF клавиши (либо возможность подключения), большой дисплей, работу с несколькими одновременными звонками. Телефоны этого класса обладают всем функционалом, который прозводитель заложил в линейку.
Дополнительные критерии для выбора телефона операторского класса:
- BLF и дополнительные панели: служат для индикации текущего состояния линий, например, внутренних абонентов. На некоторых телефонах клавиши могут выполнять другие функции, например активирование режима “не беспокоить”, перевода всех вызовов на предопределенный номер, перехват вызова и пр. Например на телефонах Grandstream GXP-2010 если нажать на клавишу в тот момент, когда она отображает звонящий телефон, то телефон совершит вызов на номер *номер, что позволяет сделать обработку перехвата звонящего вызова. Однако основная цель большого количества кнопок – быстрый перевод вызова. Чем меньше нажатий нужно сделать для перевода, тем удобнее оператору.
- Управление потоком вызовов: часто (особенно в небольших компаниях) количество операторов меньше, чем нужно для обработки звонков и не редки случаи одновременного поступления нескольких вызовов на один телефон. Телефон оператора должен отображать все вызовы и предоставлять средства для управления ими: переключение между вызовами, удержание, перенаправление, отображение текущего количества, имя, номер звонящих и тп. В некоторых телефонах это реализуется с помощью части поля BLF (Thomson), в других – с помощью специальных софт-клавиш возле экрана (Grandstream).
- Подключение гарнитуры: оператору при большом количестве звонков удобнее работать с гарнитурой. Существует несколько типов разъемов для подключения: jack 2.5mm (все телефоны Grandstream), разъем 4p4c (Cisco, Thomson ST2030). Промышелнностью выпускается множество гарнитур для обоих видов подключения.
- Дополнительные клавиши: позволяют быстро активировать соответствующие функции телефона, например: выключение микрофона, постановка на удержание, переключение на гарнитуру, регулировка громкости. На некоторых телефонах реализуется с помощью экранных софт-клавиш.
Телефон руководителя
Руководители любят телефоны с множеством клавиш и большим экраном, дизайн телефона должен подчеркивать статус владельца. Телефоном руководителя может являться и телефон класса оператора (если необходимо наблюдать за состоянием линий), но для требовательных пользователей выпускается множество особенных телефонов, например, с цветными дисплеем, функцией видеотелефона, медиаплеера. В общем случае выбор телефона руководителя сводится к покупке дорогого и красивого телефона.